Проектирование

Инвентаризация источников выбросов

  • Инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу – обязательная процедура определения и систематизации данных о выбросах в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта. Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должны проводить инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных, передвижных источников.
  • Инвентаризация стационарных источников, загрязняющих атмосферный воздух на объектах, оказывающих негативное воздействие на ОС, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее, чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объектов.
  • При проведении инвентаризации выбросов являются и учитываются все стационарные и передвижные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются на объекте, оказывающим негативное воздействие на ОС, систематизируются и документируются полученные результаты.
  • Срок действия Инвентаризации выбросов зависит от категории объекта НВОС и составляет: для I-II категории – 7 лет (в рамках действия полученного комплексного экологического разрешения и декларации о воздействии на ОС), для объектов III-IV категорий – до возникновения обстоятельств, требующих проведения корректировки данных инвентаризации выбросов.
  • Корректировка данных инвентаризации выбросов объекта негативного воздействия осуществляется при изменении состава, объема или массы выбросов в случае:
  • изменения технологического процесса или режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа(ГОУ);
  • изменения объемов производства;
  • замены технологического оборудования и сырья;
  • изменения законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха;
  • при выявлении несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, а также не учтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых загрязняющих веществ.

Нормативная база:

  • 1. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 04.08.2023г.) «Об охране окружающей среды».
  • 2.Федеральный закон от 04.05.1999г №96-ФЗ (ред. от 13.06.2023г.) «Об охране атмосферного воздуха».
  • 3.Приказ Минприроды России от 19.11.2021г. №871 «Об утверждении проведения инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».
  • 4.Распоряжение Минприроды России от 04.05.2023г. №17-р «Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками».
  • 5.Письмо Минприроды России от 19.01.2022 №12-47/1354 «Об инвентаризации выбросов».

Ответственность:

  • В случае нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и охраны атмосферного воздуха в части проведения Инвентаризации выбросов виновное лицо подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях:
  • По статье 8.1 – в виде предупреждения или наложения административного штрафа:
  • на должностных лиц – от 2000 до 5000 рублей;
  • на юридических лиц – от 20 000 до 100 000 рублей;
  • По статье 8.5. – в виде наложения административного штрафа:
  • на граждан в размере от 500 до 1000 рублей;
  • на должностных лиц – от 3 000 до 6 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 20 000 до 80 000 рублей.
  • Проект предельно-допустимых выбросов (НДВ, ПДВ)
  • Предельно допустимый выброс (ПДВ) – норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарными и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.
  • Нормативы допустимых выбросов (НДВ) разрабатываются (рассчитываются) хозяйствующими субъектами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), имеющими стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха и осуществляющими деятельность на объектах I, II, III категории по уровню НВОС. Для объектов IV категории НВОС НДВ не рассчитывается.

Проект НДВ для разных категорий объектов НВОС:

Для объектов I категории НВОС, проект расчета нормативов допустимы выбросов является самостоятельным томом, подлежащих согласованию с Роспотребнадзором и Росприроднадзором или приложением к комплексному экологическому разрешению (КЭР).
Для объектов II категории НВОС, проект расчета нормативов допустимых выбросов является приложением к декларации о негативном воздействии на окружающую среду, который предоставляется в уведомительном порядке.
Для объектов III категории НВОС, проект расчета нормативов допустимых выбросов для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I и II класса опасности) является самостоятельным томом, подлежащих согласованию с Роспотребнадзором.
Для объектов IV категории НВОС, расчет нормативов допустимых выбросов не требуется.

Срок оказания услуги

Общий срок оказания услуги составляет, от 3 до 6 месяцев в зависимости от категории объекта, объема работ и требований технического задания и необходимости согласования.

Срок действия проекта НДВ

Срок действие нормативов допустимых выбросов для объектов 3 категории законодательно не установлен.
Срок действия нормативов допустимых выбросов для объектов 1 и 2 категории составляет 7 лет при условии неизменности технологического процесса.

Законодательное основание разработки проекта НДВ

1.Федеральный закон №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»
2.Федеральный закон №96-ФЗ от 04.05.1999г. «Об охране атмосферного воздуха»
3.Постановление правительства РФ от 09 декабря 2020г.№2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух».
4.Приказ от 06.07.2020 года №776 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере по природопользованию по предоставлению государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещения (ПНООЛР)

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывается с целью установления количества и видов образующихся отходов на предприятии, а также утверждения максимально допустимого количества отходов конкретного вида. В соответствии с требованиями законодательства (статья 18 №89 «Об отходах производства и потребления», разработка ПНООЛР является обязательной для объектов I и II категории объектов негативного воздействия (НВОС).

Ответственность за отсутствие проекта ПНООЛР

Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или не направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством РФ,-влечет наложение административного штрафа:
-на должностных лиц в размере от 20 до 40 тысяч рублей;
-на лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,- от 40 до 60 тысяч рублей;
-на юридических лиц — от 250 до 350 тысяч рублей.

Проект ПНООЛР для разных категорий объектов НВОС:

1.Для объектов I категории НВОС на основании разработанного проекта ПНООЛР возможно получение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение — но не позднее установленной законом даты получения КЭР. Документ утверждается Межрегиональным управлением Росприроднадзора. В некоторых регионах нормативы выдает уполномоченный орган субъекта РФ.
2.Объекты II категории обязаны подавать сведения о количестве образовавшихся и размещенных отходов в составе декларации о воздействии на ОС. Однако на основании п.25 Приказа Минприроды №509, эта информация заполняется на основе данных ПНООЛР. Другими словами, подача ДВОС не означает, что можно ПНООЛР не разрабатывать. Проект утверждается руководителем предприятия. Согласование проекта в управление Росприроднадзора не требуется.
3.Объектам III категории образующие отходы на объектах III категории, обязаны подавать только отчетность по отходам, в составе отчета ПЭК, — разработка проекта им не нужна. Вместе с тем, такие объекты обязательно проводят инвентаризацию отходов.
4.Объекты IV категории освобождены от разработки проекта ПНООЛР.
Отнесение к категориям объектов малого и среднего предпринимательства не является основанием для отсутствия ПНООЛР.

Что необходимо для разработки проекта ПНООЛР

1.Одним из ключевых условий для разработки ПНООЛР является наличие действующих договоров, подтверждающих вывоз и последующее размещение, обезвреживание, утилизацию всех рассматриваемых в проекте отходов. В случае самостоятельного выполнения действий с отходами, подлежащими лицензированию, необходима действующая лицензия на право обращения с отходами I-IV классов опасности.
2.На все виды отходов с I по IV класс опасности должны быть разработаны паспорта на отходы. На отходы V класса опасности — материалы определения состава отхода (биотестирование).

Законодательное основание разработки проекта НДВ

  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ;
  • Приказ минприроды России от 07.12.2020 №1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
  • Приказ Минприроды России от 08.12.2020 №1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Декларация о воздействии на окружающую среду

Предприятия осуществляющие деятельность на объектах II категории, обязаны предоставлять декларацию о воздействии на окружающую среду по выбросам, сбросам и обращению с отходами, в соответствии с нормами статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7 — «Об охране окружающей среды», для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Декларация подается один раз в 7 лет, если не меняются технологические процессы на производстве, качественные и количественные характеристики выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
Внесение изменений в декларацию осуществляется одновременно с актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Для объектов II категории НВОС необходимо представить в уполномоченный орган декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня срока истечения действия следующих документов:
  • разрешения и лимитов на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • разрешения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В настоящее время большая часть организаций являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, оказались отнесены ко II категории НВОС. Следовательно, таким объектам необходима декларация о воздействии на окружающую среду.

Основание

  • Согласно ст.31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
  • Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, проект ПНООЛР.

Ответственность

За отсутствие декларации о воздействии на окружающую среду испекторы применяют:
статью 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременная подача декларации о воздействие на окружающую среду влечет наложение штрафа:
-на должностные лица или ИП — от 3000 до 6000 рублей;
-на юридических лиц- от 20 000 до 80 000 рублей.

Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — особая территория, которая используется на определенных условиях, при осуществлении обязательных мер, способных предупредить и устранить вредное влияние факторов среды обитания.
Функциональное назначение территории СЗЗ — снижение создаваемого объектом или производством негативного воздействия до санитарно-гигиенических нормативов.
СЗЗ — своего рода санитарный барьер между промышленной зоной и нормируемыми объектами, к которым относятся жилые дома, рекреационные зоны, школы, детские сады, больницы и другие объекты.
Обоснование границ санитарно-защитной зоны выполняется в проекте СЗЗ, в котором производится оценка следующих компонентов негативного воздействия, создаваемого предприятием:
  • химическое воздействие на атмосферный воздух;
  • физическое воздействие (шум, электро-магнитное излучение, вибрация);
  • биологическое воздействие.
Санитарно-защитная зона предприятия высокого класса опасности (I, II) позволяет соблюдать нормативные величины допустимого риска для здоровья людей.
Наличие проекта НДВ на объекте не отменяет разработку проекта СЗЗ!

Нормативные документы по установлению СЗЗ

  • Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
  • Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №36-ФЗ
  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2018г. №222
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»
  • Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду»

Для каких объектов устанавливается СЗЗ

Согласно Санпин, СЗЗ формируются для расположенных в селитебных зонах потенциально небезопасных для здоровья людей объектов, таких как:
  • предприятия I-V классов опасности для окружающей среды;
  • автомагистрали;
  • метро, гаражи и автостоянки;
  • линии ж.д транспорта;
  • взлетно-посадочные полосы;
  • и другие объекты.

Классы СЗЗ

Класс опасности объекта устанавливается в зависимости от мощности, объема и состава выделяемых в воздух загрязняющих примесей, уровня создаваемых производственными процессами вредных физических факторов.
Классы СЗЗ, относительно СанПин, распределяются следующим образом:
  • I класс — 1000 м;
  • II класс — 500 м;
  • III класс — 300 м;
  • IV класс — 100 м;
  • V класс — 50 м.

Для групп объектов устанавливается единая СЗЗ — по принципу суммирования массы загрязняющих выбросов и уровней физического воздействия всех источников промышленных производств, входящих в эту зону.

Изменение размеров СЗЗ

Установленные СанПин СЗЗ ориентировочные, поэтому их реальная величина может оказаться больше или меньше нормативной.
Увеличение СЗЗ может стать необходимой мерой при обязательном лабораторном контроле в случае обнаружения превышения ПДК/ПДУ на границе СЗЗ.
Модернизация производства с внедрением новых технологий, применение качественной очистки выбросов от загрязняющих примесей улучшают показатели лабораторного контроля, делают возможным уменьшение размера санзоны. В этом случае проводятся плановые натурные замеры, выполняется новый расчет с определением фактических границ защитной зоны.

Ответственность за отсутствие проекта СЗЗ

После подготовки проекта СЗЗ, вы получаете решение об установлении границы СЗЗ и нанесение ее на кадастровую карту, за отсутствие установленных границ инспекторы применяют:
Статью 6.3 КоАП РФ, которая влечет наложение штрафа:
-на должностное лицо от 500 до 1000 рублей;
-на индивидуальных предпринимателей от 500 до 1000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
-на юридических лиц от 10 000 до 20 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Статью 8.1 КоАП РФ которая влечет наложение штрафа:
-на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от 2000 до 5000 рублей;
на юридических лиц от 20 000 до 100 000 рублей.

Мероприятия при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ)

НМУ — неблагоприятные метеорологические условия, создающие помехи рассеиванию загрязняющих веществ, тем самым способствуя их накоплению.
При получении прогнозов о НМУ, предприятия I, II, III категории, должны осуществлять мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ. НМУ считаются: штиль, ветер, туман, инверсия.
Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период НМУ требуют согласования с органами исполнительной власти субъектов РФ, данные отраженные в разделе (проекта ПДВ), не являются достаточным для удовлетворения указанного требования. Мероприятия должны представлять собой отдельную работу, согласованную в установленном порядке, однако расчеты, проводимые в ее составе, базируются на данных проекта ПДВ и инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При этом хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ:
  • на 15-20% при НМУ 1 степени опасности;
  • на 20-40% при НМУ 2 степени опасности;
  • на 40-60% при НМУ 3 степени опасности.
Стоит отметить, что при любых изменения, в результате которых максимальные разовые выбросы источника изменились более чем на 25%, мероприятия подлежат корректировке с последующем согласованием.

Основание

В соответствии со статьей 19 ФЗ от 04.05.1999 г. №96 «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществлении регионального государственного экологического контроля.

Ответственность

За отсутствие проекта НМУ инспекторы применяют:
1.Статью 8.1 КоАП РФ, которая влечет наложение штрафа:
-на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от 2000 до 5000 рублей;
-на юридических лиц от 20 000 до 100 000 рублей.
2.Статью 8.21 КоАП РФ, которая влечет наложение штрафа
-на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей;
-на индивидуальных предпринимателей от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток;
-на юридических лиц от 180 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.