Природоохранная документация

Разработка и согласование плана водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта

План водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта составляется на следующий календарный год и подается на утверждение в Департамент природных ресурсов (Министерство природных ресурсов) не позднее 1 декабря текущего года.

План водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта предполагает выполнение ряда мероприятий:

  • строительство или реконструкция очистных сооружений;
  • внедрение или реконструкция систем обратного и повторно-последовательного водоснабжения;
  • внедрение систем локальной очистки;
  • внедрение и реализация прогрессивных водосберегающих технологий;
  • обустройство рыбозащитных сооружений;
  • проведение мероприятий по очистке водных объектов;
  • ведение систем мониторинга водных объектов.
Мероприятия плана по охране водного объекта варьируется в зависимости от особенностей и специфики деятельности предприятия, компании или организации, являющихся водопользователями.

Ответственность за невыполнение плана водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта

После утверждения Плана водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта предприятие должно осуществлять контроль за реализацией того перечня мероприятий, которые перечислены в Плане, а также направить в Департамент природопользования отчет о выполнении условий водопользования.
В том случае, если перечень мероприятий, которые указаны в Плане, не выполнены, выполнен не в полной мере или изменен в процессе выполнения, к отчету прилагается пояснительная записка. За необоснованное невыполнение перечня мероприятий Плана предусмотрена административная или уголовная ответственность.

Разработка паспорта на отходы

Паспортизация отходов I-IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности.
Все эти данные нужны для правильной утилизации и обращения с отходами. Папорта на отходы должны составляться на все виды образующихся отходов в течении 3 трех месяцев с момента его образования.
Срок действия паспорта не ограничен по времени.
Новый паспорт требуется только в двух случаях:
-смена реквизитов предприятия;
-изменение технологий, вследствие чего отход приобрел новые свойства, по которым его необходимо отнести к другому классу опасности.
Отходам V класса опасности не нужно разрабатывать паспорт на отходы, однако необходимо провести биотестирование, для подтверждения отнесения отхода к V классу опасности.

Основание

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности, а также на эти отходы должны быть составлены паспорта.

Ответственность

За отсутствие паспортов отходов инспекторы применяют:
часть 9 стать. 8.2 КоАП РФ Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V класса опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов опасности влечет наложение штрафа:
-на должностных лиц от 10 000 до 30 000 рублей;
-на индивидуальных предпринимателей от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
-на юридических лиц от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Разработка программы производственного контроля (ПЭК)


Описание

Производственный экологический контроль (ПЭК) является одним из основных видов контроля, поскольку деятельность предприятий наносит значительный ущерб окружающей среде. Для того чтобы отслеживать и фиксировать негативное влияние, которое объект оказывает на окружающую среду необходимость осуществлять контроль деятельности предприятие. ПЭК осуществляют непосредственно природопользователи. Природоохранным законодательством установлено требование о наличии программы ПЭК и результатов проведения ПЭК, что проверяется надзорными органами при осуществлении проверок.
Программа ПЭК должна разрабатываться и утверждаться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах I, II, III категорий, по каждому объекту НВОС.

Нормативная документация

Юридическая лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I, II, III категорий негативного воздействия на окружающую среду:
  • разрабатывают и утверждают программу ПЭК;
  • осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями;
  • документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК;

Ответственность

За нарушение требований природоохранного законодательства при осуществлении ПЭК предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ:
-на должностных лиц — предупреждение или штраф от 2000 до 5000 рублей;
-на юридических лиц — предупреждение или штраф от 20 000 до 100 000 рублей.

Разработка программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Также программа экологического мониторинга необходима для недропользователям согласно лицензионному соглашению, если это требуется согласно лицензии.

Порядок мониторинга предназначен для использования:

  • собственниками объектов размещения отходов;
  • лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов;
  • Росприроднадзором и его территориальными органами;
  • другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, заинтересованными в получении данных о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.

Нормативная база

  • Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
  • Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
  • Приказ Минприроды России от 04.03.2016 №66 «О порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду»

Разработка ПЛАРН (плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов)

Что такое ПЛАРН?

План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) — это информационно-технический документ, устанавливающий меры и действия, требуемые для предупреждения и ликвидации вероятных разливов нефти и нефтепродуктов на объектах добычи, переработки, хранения и транспортировки нефти и нефтепродуктов.

Срок действия ПЛАРН

Не реже одного раза в 3 года после утверждения плана проводятся комплексные учения по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов.

Кому нужен ПЛАРН

Согласно пункта 4 статьи 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды » №7-ФЗ от 10.01.2002 г. деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработка (производство), транспортировка, хранение, реализация углеводородного сырья и произведенной из него продукции на территории Российской Федерации, осуществляются только при наличии ПЛАРН.
Разработка плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов не обязательна для объектов, на которых максимальная расчетная масса разливов нефти и нефтепродуктов в водные объекты не достигает 500 кг, либо менее 3 тонн при разливе на суше.

Утверждение ПЛАРН

После разработки план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается руководителем организации при наличии:
-заключения о готовности, вынесенного по результатам комплексных учений;
-согласования с Росприроднадзором.

Штрафы за нарушения

За невыполнение обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных разливом нефти и нефтепродуктов предусмотрена ответственность:
-на должностное лицо — штраф от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года;
-юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю — штраф от 100 000 до 200 000 рублей
При повторном нарушении штрафы для должностных лиц вырастут в размере 30 000 до 60 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей от 60 000 до 80 000 рублей, для юридических лиц от 300 000 до 500 000 рублей.

Нормативная база

  1. Постановление Правительства РФ №2451 от 31.12.2020г. «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод РФ и территориального моря РФ».
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с учетом федерального закона от 13.07.2020 №207-ФЗ, внесшего изменения в статьи 46 указанного закона).

Инвентаризация по отходам

Инвентаризация отходов — это проектная работа по выявлению всех возможных источников формирования отход и их перечня на предприятии. Инвентаризация позволяет не только выявить все возможные отходы на предприятии, но и определить места временного хранения, описать процесс накопления, методы обеззараживания и раскрыть возможности для повторного использования отходов.
Цель проведения инвентаризации — это определить конкретный перечень отходов для предприятия в соответствии с его текущем положением.

Для чего нужна инвентаризация отходов

  • Для получение соответствующих разрешений от надзорных органов и допуска к производству.
  • Устанавливаются все источники, образующие отходы.
  • Устанавливается количество отходов.
  • Производится учет материалов.
  • Разрабатывается план по обращению с отходами.